1 2 3

Вы здесь

Сокращения и понятия в фотографии

0 Комментарии

Начиная пользоваться фотоаппаратом приходится читать инструкции, в которых много всяких сокращений и понятий понятных продвинутым пользователям. Как научиться пользоваться фотоаппаратом не зная, что из себя представляют эти сокрашения и понятия? Ответ прост: «Начните с изучения основных сокращений и понятий, которые используют фотографы во время фотосъемки. Это поможет вам в дальнейшем понимать о чем пишут в своих статьях продвинутые фотографы». В данной статье я приведу основные понятия и сокращения, которые часто используются при съемке и без понимания которых дальнейшее улучшение навыков пользования фотоаппаратом и познания секретов фотографии не представляется возможным. Если вы, прочитав статью с обзором камеры или какую-либо другую статью, посвященную фотографии вдруг понимаете, что такое понятие как хроматические абберации или дисторсия ставят вас, мягко говоря, в тупик, то данная статья, как никакая другая, поможет вам закрыть пробелы в знаниях, поможет более четко понять о чем идет речь и как следствие научит вас пользоваться фотоаппаратом. Итак, приготовьтесь к восприятию важной информации, мы начинаем.

АББРЕВИАТУРЫ, ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ЦФК - дословно цифровая Фотокамера

ХА – хроматические абберации

DSLR - Digital Single Lens Reflex - цифровая одно­бьективная зеркальная камера

ND Filter - Neutral Density Filter -  фильтр нейтральной плотности

AiAF - Artificial Intelligence Auto Focus - интеллектуальный автофокус

MF - Manual Focus – ручная фокусировка

BKT - Bracketing - так и называется - брекетинг (а во­обще, это фокусировочная или экспозиционная вилка).

WB - White Balance - баланс белого.

AWB – автоматический баланс белого

АЕ - Auto Exposure - автоматическая регулировка экспозиции

Av - Aperture Priority - ре­жим приоритета диафрагмы камеры

Tv(S) - shuTter Priority - режим приоритета выдержки

TTL - Through The Lens -    буквально расшифровывается как "через объектив". Имеется в виду метод заме­ра экспозиции или фокуси­ровки, оценивающий изоб­ражение прямо через объ­ектив камеры - таким, ка­ким оно будет впоследст­вии запечатлено светочувст­вительной матрицей

Фокусное расстояние

Говоря сухим научным язы­ком, так называется расстояние от задней главной точки объек­тива до плоскости матрицы. Практически - проще посмот­реть на иллюстрации, на кото­рых показаны разные режимы работы зум-объектива.

В первом случае система настроена на минимальное фокусное рассто­яние (f), и угол зрения объ­ектива довольно широк. Именно поэтому объективы с небольшим фокусным расстоянием называ­ют широкоугольными.

Второй рисунок показывает, что происходит на двукратном зуме при увеличенном вдвое фокусном расстоянии. Угол зре­ния объектива (b) уменьшается, но картинка занимает ту же пло­щадь на матрице, что и раньше. Поэтому объекты на снимке по­лучаются увеличенными.

Физический размер матрицы ЦФК, как правило, заметно меньше кадра 35 мм пленки (стандарт де-факто в мире фо­тографии), поэтому при равном угле обзора объектива фокусное расстояние будет меньше. Часто указывают эквивалентное фо­кусное расстояние объектива, пересчитанное под 35 мм фор­мат, - это позволяет сразу по­нять, о каком увеличении и угле обзора идет речь. Например, для 1/1,8-дюймовой матрицы ЦФК диапазон фокусных расстояний 7,2 - 28,81 мм соответствует традиционным 35 - 140 мм, и любой более-менее опытный фотограф поймет, что в данном цифровом аппарате установлен четырехкратный зум-объектив.

Диафрагма

Диафрагма, она же апертура или относи­тельное отверстие Физически диафрагма представляет собой пластину с изменяемым разме­ром отверстия, устанавливаемую внутри объектива. Она регулиру­ет диаметр светового пучка и, как следствие, интенсивность потока света, проходящего через объектив. Значение диафрагмы вычисляется относительно дли­ны фокусного расстояния. Если диаметр диафрагмы в два раза меньше длины фокусного рас­стояния, то диафрагма равна f/2, где 2 - диафрагменное число. Чаще всего говорят именно о диафрагменном числе и запи­сывают его в виде f2, дабы не путаться с дробями.

Минимально достижимое для конкретного фокусного рас­стояния конкретного объектива диафрагменное число называют светосилой объектива. Значение светосилы теоретически может достигать 0,5, но на практике редко превышает 1,8.

Значения диафрагмы можно менять - это один из главных параметров при съемке. Измене­нием диафрагмы, во-первых, добиваются нужного ослабления потока света, а во-вторых, из­менения глубины резкости. Так, при значении диафрагмы, рав­ном f2, резким получится только тот объект, на который произве­дена фокусировка, а все, что ле­жит ближе и дальше него, полу­чается размытым (так называе­мый портретный режим). При зажатой дырке (f8 или больше) глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) увеличива­ется и вы четко видите, как че­ловека на переднем плане,так и деревья за его спиной.

Чтобы ослабить поток лучей света, проходящих через объек­тив, в два раза, нужно в два раза уменьшить площадь диафрагменного отверстия, а его диа­метр при этом меняется в 1,41 раза (кв. корень из 2).

Стандартный ряд диафраг­менных чисел представляет со­бой геометрическую последова­тельность, каждый член которой больше предыдущего в 1,4 раза:

f2,f2.8,f4,f5.6,f8 и т.д. Таким образом, например, переход с диафрагмы f4 на f5.6 ослабляет поток света в два раза.

ГРИП

Расшифровывается как - Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) и характеризует способность объектива отображать резкими предметы, расположенные от него на разных расстояниях.

Выдержка

Здесь все очень просто - это время, в течение которого осве­щается светочувствительный слой при съемке кадра.

Экспозиция

Экспозиция - это количество света, попавшего на светочувст­вительный слой за время съемки кадра. Экспозиция напрямую за­висит от выдержки и диафраг­мы. Сокращение выдержки в два раза вдвое уменьшает экспози­цию, так же как и переход от те­кущего значения диафрагмы к меньшему из стандартного диа­фрагменного ряда.

Таким образом, сокращение выдержки с 1/30 до 1/60с дает абсолютно идентичный резуль­тат (уменьшение уровня экспо­зиции вдвое), как и переход от диафрагмы f2 к f2.8.

Экспозамер

Для того чтобы изображение не получилось излишне пере­свеченным или, наоборот, чрез­мерно затемненным, камера всегда оценивает освещенность матрицы. Существует несколько различных методов экспозаме­ра, наиболее распространены центрально-взвешенный интег­ральный (Center-weighted), оце­ночный (Evaluative) и точечный (Spot AE Point).

Центрально-взвешенный алгоритм оценивает яркость по всей площади кадра, но боль­ший вес придает точкам в цент­ре. Это самый универсальный метод оценки экспозиции, и новичкам рекомендуется включать именно его. Второй, оценочный алгоритм старается подобрать экспозицию таким образом, что­бы хорошо проработанным ока­зался объект в центре кадра. Например, лицо человека на фоне яркого окна будет отлично передано на снимке, но фон, к сожалению, окажется пересве­ченным. Точечный замер приво­дит к тому, что та точка в кадре, по которой производилось из­мерение, будет передана как "классический серый фотогра­фический объект", то есть будет иметь яркость 18%. Все осталь­ное в кадре будет проэкспони­ровано в соответствии с этой "точкой отсчета".

Итак, когда срабатывает экс­позамер, автоматика камеры со­общает фотографу, какая в дан­ный момент необходима экспо­зиция. Дальнейшие действия ка­меры зависят от того, в режиме какого приоритета вы находитесь (см. ниже).

Приоритет выдержки TV

Фотограф устанавливает вы­держку исключительно в соот­ветствии со своим замыслом -это может быть любое значение из доступного ряда выдержек. После произведенного экспоза­мера (см. выше) камера автома­тически подбирает подходящее значение диафрагмы.

Приоритет диафрагмы AV

Фотограф жестко задает зна­чение диафрагмы. Камера, в со­ответствии с результатами заме­ров экспозамера, выставляет подходящую выдержку, дабы получить правильную экспози­цию. Это самый ходовой режим для цифровой камеры, рекомен­дуется начинать обучение фото­графии именно с него.

Экспопары

Экспопара - это сочетание выдержки и диафрагмы, одно­значно определяющее экспози­цию. Очевидно, что одной и той же экспозиции соответствует довольно много экспопар. На­пример: 1/30с -f8, 1/60с - f5.6, 1/120с - f4 и т. д. Именно здесь появляется место для маневра и открывается простор для твор­чества: фотограф в соответствии со своим замыслом может спе­циально открыть диафрагму для художественного размытия дальнего плана, а правильную экспозицию обеспечить за счет соответствующего уменьшения выдержки. И наоборот, можно придать снимку эффект "сма­занности", передать движение в кадре, уменьшив выдержку до величины порядка 1/15 -1/30 с. Переэкспозиция в данном случае исключается пропорциональным уменьшением диафрагмы.

Стопы (stops)

Изменение выдержки или ди­афрагмы на один стоп подразу­мевает изменение экспозиции в два раза. Таким образом, если уменьшить выдержку 1/125 на три стопа, она составит 1/1000 с, а экспозиция уменьшится в во­семь раз. Математик без труда поймет, что переход на n стопов изменяет экспозицию в 2n раз.

Экспокоррекция

Многие ЦФК имеют функцию экспокоррекции. Если вы пред­полагаете, что снимок получится чересчур светлым или темным, можно ввести отрицательную или, наоборот, положительную экспокоррекцию для получения желаемого результата. Отрица­тельная экспокоррекция на один стоп обозначается как -1 EV. В режиме приоритета диафрагмы экспокоррекция осуществляется за счет изменения выдержки и, наоборот, в режиме приоритета выдержки - за счет диафрагмы:

камера переключит выдержку или диафрагму на нужное число стопов вверх или вниз. Для более точной подгонки экспозиции ча­сто используются промежуточ­ные значения экспокоррекции. Например, Canon G3 имеет шаг экспокоррекции 1/3 стопа. В этом случае ряд стандартных выдер­жек имеет вид: 1/30, 1/40, 1/50,  1/60, 1/80, 1/100, 1/125, 1/160, 1/200, 1/250 с и так далее (выде­лены значения выдержек из стан­дартного ряда, отличающиеся на один стоп). Доступный набор значений диафрагмы в Canon G3 имеет следующий вид: f2,0; f2,2; f2,5; f2,8 f3,2; f3,5; f4,0 f4,5; f5,0; f5,6; f6,3; f7,1; f8,0.

Фильтр нейтральной плотности

Оптический фильтр нейт­ральной плотности, или так на­зываемый серый фильтр, - это элемент объектива, не оказыва­ющий никакого другого влияния на световой поток, кроме ослаб­ления его интенсивности.

Например, серый фильтр, встроенный в фотокамеру Canon G3, ослабляет поток света в во­семь раз (на три стопа). Эта спо­собность позволяет использовать широко открытую диафрагму даже в условиях очень сильной освещенности (яркий полдень), не упираясь в минимально до­ступную выдержку (1/2000 для данной модели ЦФК). Кроме то­го, фильтр нейтральной плотно­сти при должном уровне сно­ровки позволяет фотографиро­вать сверх яркие объекты (на­пример, солнце или нити ламп накаливания) без ри­ска спалить матрицу.

Хроматическая аберация (ХА)

Аберрации - это искажения, присущие объективу. Они бывают нескольких видов: хроматичес­кие, сферические, кома, астиг­матизм и проч. Хроматическая аберрация - искажение внешнего вида объектов за счет отличаю­щегося коэффициента прелом­ления у разных длин волн. При этом тонкие контрастные объек­ты на периферии кадра (напри­мер, ветви деревьев, провода или антенны на светлом фоне) получают цветные окантовки - больше всего это напоминает ненастроенное сведение у ЭЛТ-монитора. Для борьбы с ХА в конструкции объективов приме­няют ахроматические и апохро­матические линзы.

Ахроматические линзы, ахроматы

Сложная система линз, кор­ректирующая ХА для двух длин световых волн (как правило, в синей и желтой частях спектра).

Апохроматические линзы, апохроматы    ( APO-lens)

Система АРО-линз способна корректировать ХА для трех длин световых волн.

Сферическая аберрация

Дефект объектива, при кото­ром параллельные лучи, прохо­дящие сквозь объектив, сходятся не в идеальной точке фокуси­ровки, а на разном расстоянии от нее по главной оптической оси. Данная аберрация устраняется за счет использования в конструкии­ объектива асферических линз, то есть имеющих кривизну поверхности, отличающуюся от идеальной сферы.

Дисторсия объектива

Искривление прямых линий на фотографиях, получаемых при съемке с использованием широкоугольных (короткофокусных) объективов.

Боке

Художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. Форма размер, яркость и другие характеристики светлых пятен на размытом фоне зависит от параметров объектива. Одним из таких параметров, влияющих, к примеру, на форму светлых пятен является количество лепестков диафрагмы. Чем лепестков больше, тем более округлую форму приобретают светлые пятна на заднем плане, оказавшиеся не в фокусе.

Цифровой шум

Бывает двух видов – яркостной и хроматический. Проявляет себя при высоких значениях ISO, Устанавливаемых при съемке с низким освещением. Яркостной цифровой шум выражен в виде черных точек на изображении напоминающих зерно на фотографиях, сделанных на пленочных фотоаппаратах с высоким значением чувствительности. Хроматический проявляется в виде маленьких пятен (точек) другого цвета, отличается от цвета той области, где такой шум проявляется, при этом виден невооруженным глазом и сильно бросается в глаза.

HDR изображение

Расшифровывается, как High Dynamic Range, дословный перевод - фотография с высоким динамическим диапазоном. Фотографии HDR – это фотографии, получаемые путем их программной обработки на компьютере при склеивании нескольких слоев фотографии с различающимися параметрами.

Динамический диапазон

Способность материала (фотопленки, фотобумаги) или устройства, к примеру, матрицы цифрового фотоаппарата, фиксировать и передавать без искажений весь спектр яркостей и цветов окружающего мира.

Кроп-фактор

Отношение диагонали матрицы Full Frame цифрового фотоаппарата к диагонали используемой матрицы. Кроп-фактор матрицы Full Frame цифрового фотоаппарата равен 1. Так же понятие кроп-фактор можно охарактеризовать, как коэффициент позволяющий рассчитать диагональ  матрицы фотоаппарата и примерно представить угол поля зрения используемого объектива. Так, к примеру, объектив с фокусным расстоянием 50мм, установленный на фотоаппарат с кроп-фактором 1,6 фактически будет давать картинку, идентичную объективу с фокусным расстоянием 80мм, установленному на фотоаппарат с кроп-фактором равным 1.

Оптическая и цифровая стабилизация

  • Оптическая стабилизация - механизм фотоаппарата или объектива, позволяющий устранить эффект смазывания фотографии при использовании зум объективов, коротких выдержек и их сочетания.
  • Цифровая стабилизация – программа, заложенная в фотоаппарат, позволяющая устранить эффект смазывания фотографии при использовании зум объективов, коротких выдержек и их сочетания.

 

Гиперфокальное расстояние

Расчетное расстояние до объекта, на котором необходимо сфокусироваться, чтобы получить четкий кадр с максимальной глубиной резкости на отрезке перспективы от минимального рассчитанного расстояния для ее переднего края и до бесконечности.